Рецензии

  

В предлагаемой книге автор исходит, в описании генезиса живой человеческой речи, из исследований связи между сигналами животных и речью человека, не ограничиваясь классификацией их различия как первой и второй сигнальных систем.

Для автора является принципиально значимым различие форм и способов адаптации живых существ к постоянно изменяющейся действительности фактического мира природы.

Именно в этих манифестациях автор описывает телесные статичные изменения (мутации) животных в их ареалах без воздействия на состояние последних, в отличие от динамических изменений состояния не только ареалов, но и эйкумены в целом, в динамических изменениях артефактичного мира, созданного в результате разумной динамической, в том числе и речевой, деятельности человека, не меняющей его биологической структуры.

Автор полагает, что только постоянно, лабильно и пластично меняющиеся состояния разумного существа – человека, могут быть в целенаправленном смысловом контексте с меняющейся реальностью внешнего, им создаваемого артефактичного мира, воздействуя на происходящие в нем изменения реальностью своих изменений не телесного, а ментального происхождения.

Одной из таких реальностей является речь человека, объединяющая в этих целях, усилия людей.

По существу, эта мысль является центральной в рецензируемой работе, подкрепленная новыми исследованиями семиотических структур, основанных на различии семантики значения и смысла в человеческой речи.

Определяемые автором смысловые поля вербальных высказываний скрепляют эти положения в единую систему смыслообразования в процессах порождения речи.

При этом автор постоянно подчеркивает личностный характер так называемой речевой деятельности, считая его исходным пунктом жизнедеятельности человека разумного – Homo sapiens.

К этому следует добавить весьма интересные, хотя и в значительной степени гипотетические положения о различии времени в процессах микро- и макромира.

Представленная в книге технология освоения чужого языка (не обучения, а освоения) явилась необходимым полигоном проверки на практике примененного им нового подхода к соотношению языка и мышления.

Уже свыше тридцати лет последователи, в недавнем прошлом ученики автора (около двух с половиной тысяч человек), добиваются стабильных положительных результатов применения эмоционально-смыслового подхода на краткосрочных курсах освоения чужого языка у нас в стране и зарубежом.

Выпуск в свет рецензируемой книги найдет широкий отклик не только в научной среде специалистов, но и среди многочисленной армии преподавателей иностранных языков в высшей и средней школе.

 

 

Академик Международной дипломатической академии, доктор психологических наук, профессор

 

Л.П. Купрейчик

 

 

Книга знакомит читателя с авторской постановкой вопроса формирования познавательных возможностей до настоящего времени актуальной проблемы соотношения языка и мышления.

В книгу вошли как теоретические работы автора, так и его проблемно-полемические исследования в области синергетики, методологии, общей теории информации, а также изложение технологических приемов эмоционально-смыслового подхода к освоению чужого языка.

Автор, опираясь на работы И. Пригожина и синергетические исследования конца XX, начала XXI века, рассматривает человеческий язык как неравновесную систему, включающую в себя теорию самоорганизации, как нестабильную, подвижную характеристику его изменений в процессе общения.

Необратимость живой устной речи, определяемая ее развитием в ускользающем времени, по мнению автора, мешает возможности применения, в ходе общения, готовых, нелабильных стандартных конструкций (строительство). Разработанный автором банк вариантных этюдов сохраняет – более того, способствует – актуализации порождаемых каждым говорящим личностных высказываний, определяющих его воздействие на постоянные изменения действительности, ради чего и возникает всегда личностно окрашенная устная речь.

Автор уделяет большое внимание созданию, при общении преподавателей со слушателями, атмосферы положительных эмоций, способствующей поддержанию речевой активности обучающихся.

Есть все основания полагать, что выпуск в свет данной книги привлечет к ней внимание не только специалистов-филологов, языковедов, антропологов и др., но и широкие круги преподавателей высшей и средней школы.

 

Академик Международной академии информатизации, доктор философских наук, профессор

Е. Я. Басин

 

Бесплатный хостинг uCoz